Печальным итогом насильственной сталинской коллективизации в Казахстане стала сверхвысокая смертность людей в 1932–1933 годах. Трагедия народа не обошла стороной и Акмолинск. Об этом и другом читатели Еlorda.info смогут узнать из рубрики «Старый город», в которой редкие архивные документы раскрывают тайны прошлого.
Поток голодных беженцев из сельской местности устремился в те годы и в Акмолинск. Городской совет не успевал принимать меры по размещению постоянно прибывающих переселенцев, детей и взрослых, которые пополняли армию городских голодающих.
С другой стороны, местные власти сами во многом стали виновниками трагедии. Дело в том, что в городе была запрещена свободная продажа хлеба. Беженцам, даже имевшим средства, негде было его купить. Часть населения перевели на продовольственные карточки, что могло спасти им жизнь, но в городе начались вызванные голодом эпидемии инфекционных болезней.
Свидетели сохранили в памяти мрачные воспоминания той поры: «…голодный люд начал стекаться зимой в Акмолинск со всех сторон. И как только весной сошел снег, открылась страшная картина – тела умерших от голода. С каждым днем на улицах Акмолинска их становилось все больше».
Точных данных о количестве погибших по городу нет, поскольку, как отмечают исследователи, медицинские учреждения не регистрировали смертность от голода. В советское время в архивах тщательно вычищали все свидетельства трагедии коллективизации и голода. Однако в Государственном архиве Астаны, в фонде 594 в делах 112–120 все же сохранились свидетельства о страшных последствиях голодомора в Акмолинске.
Согласно документам, особенно тяжелой для горожан и беженцев выдалась зима 1933 года. В метрических книгах за январь-февраль 1933 года массово указываются причины смерти акмолинцев и неопознанных, прибывших из сел людей, от истощения и эпидемий – сыпного, брюшного тифа и натуральной оспы.
В ряде случаев одной записью фиксируется смерть нескольких неопознанных человек, зачастую от 6 до 10 в день. В некоторых записях отмечено, что тела были подобраны на городских улицах милицией.
Особо трагичная запись, датированная 22-м январем 1933 года, – 17 тел из детских яслей, при этом фамилии умерших детей не указаны.
Такие свидетельства не единичны. От истощения умирали беспризорные дети в Детском доме, в Доме колхозников и в яслях. Взрослые и дети умирали на улицах и в своих домах.
Наконец, власти опомнились и разрешили свободную продажу хлеба.
Характерное свидетельство происходящих в городе событий - постановление местного совета от 12 декабря 1933 года «Об охране строений в Акмолинске от расхищений». В нем городские службы обязуют принять решительные меры против разорения и расхищения бесхозных жилых строений на топку печей.
Постройки, оставшиеся без хозяев, должны были передаваться государству. То есть в 1933 году часть домов опустела. Хозяева их либо умерли от истощения и эпидемий, либо покинули город, надеясь спастись от голода. Оставшиеся в живых разбирали брошенные дома на дрова, чтобы согреться и выжить зимой.
Игорь Прохоров
кандидат исторических наук